Что такое путевой лист и документы на перевозимый груз? Что такое товарно-транспортные документы? Когда и в каких случаях они нужны? Когда и в каких случаях надо их предъявлять сотрудникам ГИБДД?

С подобными вопросами в последнее время я встречаюсь в Интернете очень часто. Действительно, что такое водительское удостоверение и ПТС с доверенностью знают почти все, а вот путевой лист и документы на груз - это нечто вроде кантовской "вещи в себе". В самом деле, Правила дорожного движения в пункте 2.1.1 прямо требуют от водителя иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам милиции "в установленных случаях путевой лист и документы на перевозимый груз…", но расшифровку этих установленных случаев не дают. Не претендуя на полноту сведений я попытаюсь дать ответ на данный животрепещущий вопрос.

Итак, путевой лист для юридических лиц всех форм собственности - это "унифицированная форма первичной учетной документации"(согласно Постановления Госкомстата РФ от 28.11.97 №78). Он бывает 7 различных видов:

- № 3 "Путевой лист легкового автомобиля",
- № 3спец "Путевой лист специального автомобиля",
- № 4 "Путевой лист легкового такси",
- № 4-с и 4-п "Путевой лист грузового автомобиля" (повременная и сдельная форма),
- № 6 "Путевой лист автобуса",
- №6спец "путевой лист автобуса необщего пользования".

Постановление устанавливает ведение путевых листов всеми юридическими лицами, осуществляющими деятельность по эксплуатации автотранспортных средств.

Другая ситуация для ПБОЮЛов и ЧП. Для них Приказом Минтранса РФ от 30.06.2000 за № 68 (зарегистрирован в Минюсте РФ 3.07.2000 за № 2298) введены путевые листы:

- № ПГ-1 "Путевой лист грузового автомобиля индивидуального предпринимателя",
- № ПА-1 "Путевой лист автобуса индивидуального предпринимателя" и
- № ПЛ-1 "Путевой лист легкового автомобиля индивидуального предпринимателя"

Эти формы обязательны для индивидуальных предпринимателей "…эксплуатирующих автотранспортные средства на правах собственности, аренды или других законных основаниях, при осуществлении ими перевозочной деятельности на коммерческой основе, а также за собственный счет для производственных целей".

И все бы ничего, да вот вопрос: "А если легковой автомобиль приобретен на фирму, а пользуется им менеджер (генеральный директор, консультант и т.д.) для поездок по собственным нуждам"? Формально здесь дырка в законе, ибо форма путевого листа рассчитана именно для коммерческих целей, однако бухгалтерия должна как-то учитывать расходы на ГСМ, ремонт, ТО данного автомобиля и включать их в себестоимость, поэтому я лично считаю, что и в таких случаях путевой лист должен оформляться.

Теперь рассмотрим вопросы перевозки грузов. Документальное оформление перевозочной деятельности рассмотрены в ИНСТРУКЦИИ от 30 ноября 1983 года "О ПОРЯДКЕ РАСЧЕТОВ ЗА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ", утвержденной Министерством финансов СССР, Госбанком СССР, Центральным статистическим управлением при СМ СССР и Министерством автомобильного транспорта РСФСР".

Данная инструкция устанавливает, что перевозка грузов осуществляется только при оформлении ее товарно-транспортной накладной формы №1-т. Данная форма установлена упоминавшимся уже Постановлением Госкомстата РФ № 78. В зависимости от особенностей товаров к товарно-транспортной накладной могут прикладываться и другие документы, следующие с грузом (накладные, сертификаты, паспорта, свидетельства, счета-фактуры). Отмечу, что в Инструкции прямо указаны только специализированные формы (товарные или иные накладные) по которым производится учет движения товарно-материальных ценностей. Таким образом, требование некоторых особо ретивых работников ГИБДД показать им сертификаты, счета-фактуры, копии грузовых таможенных деклараций, санпаспорта и др. документы является неправомочным. Однако, если с грузом следуют такие документы, то терять их не надо :-).


© Nikita


Hosted by uCoz